Методические рекомендации
Общие рекомендации
Преподавание всех предметов осуществляется в дистанционном режиме в соответствии с «Методическими рекомендациями министерства Просвещения РФ по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» от 20.03.2020 г. и «Методическими рекомендациями для педагогов по внедрению уроков с применением дистанционных образовательных технологий в образовательных организациях Республики Дагестан».
Педагогическим работникам образовательной организации при реализации образовательных программ основного общего и среднего общего образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий рекомендуется планировать свою педагогическую деятельность с учетом системы дистанционного обучения, создавать простейшие, нужные для обучающихся, ресурсы и задания; выражать свое отношение к работам обучающихся в виде текстовых или аудио рецензий, устных онлайн-консультаций.
Важно организовать ежедневный мониторинг участвующих в занятии обучающихся с применением электронного обучения.
Формы проведения виртуальных уроков весьма разнообразны, это:
- лекция (в режиме реального времени, с элементами контроля, с элементами видео, с элементами аудио);
- изучение ресурсов (Интернет-ресурсов, на электронных носителях, на бумажных носителях, текстовых, текстовых с включением иллюстраций, с включением видео, с включением аудио, с включением анимации);
- самостоятельная работа по сценарию (поисковая, исследовательская, творческая, др.);
- конференция в чате;
- конференция в форуме;
- коллективная проектная работа;
- индивидуальная проектная работа;
- тренировочные упражнения; тренинг с использованием специальных обучающих систем;
-контрольная работа (тестирование, ответы на контрольные вопросы);
- консультация.
Можно создавать уроки самых разных типов – в зависимости от возраста детей, от степени их активности и самостоятельности, от специфики предмета и др.
Обмен результатами работы возможен посредством использования Облачных технологий (Яндекс.Диск, Облако на mail.ru).
Обсуждение результатов работы возможно в соцсетях и через мессенджеры: WhatsApp и Viber.
Для организации занятий в дистанционном режиме учитель может пользоваться сайтами:
1.Официальный сайт Министерства образования и науки РФ http://минобрнауки.рф.
2. Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки http://obrnadzor.gov.ru.
3. Официальный сайт ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» http://www.fipi.ru .
4. Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru.
5.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://schoolcollection.edu.ru.
6. Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников» http://www.researcher.ru.
7. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru .
8. Сайт издательства «Макмиллан» http://www.macmillan.ru .
9. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru .
Официальные сайты (порталы) издательств учебной и методической литературы:
1. Издательство «Просвещение» http://www.prosv.ru.
2. Издательство «Вентана-Граф» http://www.vgf.ru.
3. Издательство «Дрофа» http://www.drofa.ru.
4. Издательство «Мнемозина» http://www.mnemozina.ru.
5. Издательство «Академия» http://www.academia-moscow.ru.
6. Издательство «Владос» http://www.vlados.ru.
7. Издательство «Вита-Пресс» http://www.vita-press.ru.
8. Издательство «Русское Слово» http://www.russkoe-slovo.ru.
9. Издательство «Первое сентября» http://1september.ru.
В связи с рекомендациями Министерства просвещения РФ о переводе образовательного процесса в дистанционную форму Группа компаний «Просвещение» предоставляет образовательным организациям свободный доступ к электронным формам учебников (ЭФУ), а также онлайн-ресурсам и сервисам на период действия мер по пресечению коронавирусной инфекции в РФ.
Для всех участников образовательного процесса действует «Горячая линия» vopros@prosv.ru.
Квалифицированные специалисты Группы компаний «Просвещение» окажут методическую поддержку и проконсультируют по вопросам использования и интеграции ЭФУ в образовательный процесс, а также дополнительных пособий для самоподготовки при организации удаленного обучения школьников.
На портале https:// media.prosv.ru в открытом доступе находятся ЭФУ и образовательные ресурсы для всех школ страны. Информация о том, как получить доступ ко всем материалам, имеется в разделе «Новости» на официальном сайте Группы компаний «Просвещение» www.prosv.ru.
Для педагогов обеспечен свободный доступ к методической литературе и информационным материалам для подготовки к дистанционным урокам http://catalog.prosv.ru/category/14 и на https://media.prosv.ru/
Более подробная информация и инструкции по вопросам получения свободного доступа к онлайн-ресурсам и сервисам компании «Просвещение» размещены на портале https://digital.prosv.ru.
Корпорация «Российский учебник» открыла бесплатный доступ к электронным формам учебников издательств «Дрофа» и «Вентана-граф» на образовательной платформе LECTA. Доступ распространяется на все ЭФУ и онлайн-сервисы «Классная работа» и «Атлас+» Для получения бесплатного доступа к ЭФУ и сервисам LECTA:
1.Зарегистрируйтесь на сайте https://lecta.rosuchebnik.ru/.
2.Введите код активации «Учимся дома».
3.Загрузите необходимые учебники в электронной форме из каталога на 30 календарных дней.
Подробная информация на странице https://rosuchebnik.ru/distant .
I. Направление «История, обществознание»
В режиме дистанционного обучения возможны следующие виды работы:
1. Самостоятельная работа учащихся с текстом лекции, вопросами и заданиями к ней. Предполагает расширение знаний по предмету – внимательное прочтение лекционного материала, закрепление приобретённых знаний по вопросам к нему, выполнение заданий и оформление результатов своей деятельности по предложенному образцу.
2. Самостоятельная работа учащихся с документами и заданиями к ним. Предполагает углубление знаний по предмету – внимательное прочтение документального материала, выполнение заданий и оформление результатов своей деятельности по предложенному образцу.
3. Самостоятельное знакомство учащихся с персоналиями, словарём к уроку. Предполагает углубление знаний по предмету, расширение понятийного аппарата учащихся – использование этих знаний для выполнения творческой работы учащимся и во время контрольной проверки знаний в других ситуациях.
4. Выполнение творческой работы. Предполагает проявление творчества учащегося в выборе формы представления конечного результата своей деятельности, а также способности применения приобретённых знаний на практике.
5. Самостоятельная работа с мультимедийной презентацией. Предполагает закрепление приобретённых знаний по изучаемой теме, а также возможность самопроверки.
6. Самостоятельная работа с историческими картами (в том числе контурными), визуальной информацией на поиск противоречий, на аргументацию теоретических суждений.
7. Контроль знаний предполагает возможность учащемуся получить независимую экспертную оценку результатов своей самостоятельной деятельности в рамках изучения темы; показывает качество приобретённых учащимся знаний, а также уровень готовности к самообразованию – эта оценка складывается из всех конечных результатов деятельности учащегося: с лекционным материалом, с документами, с персоналиями, словарём, выполнения творческой работы, прохождения контрольного теста в режиме онлайн.
8. Организация контроля знаний может быть осуществлена с использованием материалов сайтов «Решу ЕГЭ», «Решу ОГЭ», ФИПИ (Банк заданий)».
Полезные источники по данному направлению:
1. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории http://rushistory.org/?page_id=1800.
2. Концепция преподавания обществознания в Российской Федерации. Утверждена на коллегии Министерства Просвещения РФ 24.12.2018г. https://docs.edu.gov.ru/document/9906056a57059c4266eaa78bff1f0bbe.
3. Всероссийская организация «Ассоциация учителей истории и обществознания» http://school.historians.ru.
Наша цель - в первую очередь обеспечить всю полноту реализации образовательных программ по истории и обществознанию для учителей на IV четверть 2019-2020 учебного года. Сегодня наша первоочередная задача - использовать подходящие для учителей, образовательных организаций, учащихся, родителей электронные ресурсы. В нашем распоряжении имеются электронные площадки: @mail.ru, LECTA, WhatsApp, Viber , Zoom, Gmail, fasebook, Microsoft Teams, Skype, «Российская электронная школа», Сетевой Город Образование, skype.
Определяем подходящие ресурсы, разрабатываем форматы классной работы, домашней работы, формируем списки и сами понимаем, что из себя представляют те или другие цифровые ресурсы.
1. Электронная платформа «Российская электронная школа» (РЭШ). https://resh.edu.ru/.
«Российская электронная школа» представляет собой завершенный курс интерактивных видеоуроков (31 рабочая программа и более 6000 интерактивных видеоуроков) по всей совокупности общеобразовательных учебных предметов, разработанных лучшими учителями России в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего и среднего общего образования и с учетом примерных основных образовательных программ. Каждый урок состоит из 5 модулей (мотивационный, объясняющий, тренировочный, контрольный, дополнительный).
Весь контент на портале РЭШ в свободном доступе, задания контрольного модуля доступны после свободной авторизации в одной из трех ролей: ученик, учитель и родитель.
Также на портале РЭШ доступны модули и сервисы образовательной среды. Пользователи после авторизации получают доступ в личные кабинеты, в которых в зависимости от роли представляется возможность использования функций:
- ученик: привязка к учителю, самостоятельное составление расписания, прохождение уроков, добавление уроков в категорию «Избранное», решение заданий контрольного модуля, отображение результатов прохождения заданий в дневнике.
- учитель: привязка учеников, формирование групп учащихся, составление расписания учащимся, прохождение уроков, назначение/оценивание домашнего задания (вопросов в свободном виде, которые также можно использовать для написания учениками работ по выбранной учителем теме), добавление уроков в категорию «Избранное».
- родитель: привязка детей, прохождение уроков, добавление уроков в категорию «Избранное», решение заданий контрольного модуля.
На сайте собраны более 120 задач, видеоуроки, тематические курсы, а также каталог концертов, фильмов и музеев.
2. Электронная платформа – «LECTA» https:// lecta.rosuchebnik.ru/
На данной электронной платформе в свободном доступе имеются электронные учебники. Для того чтобы начать работу в данной образовательной платформе, также необходимо зарегистрироваться на сайте по ссылке. Здесь можно выбрать сценарии уроков, скачать рабочие программы, сами электронные учебники. В электронном учебнике в отличие от имеющихся у детей печатных учебников есть интерактивные задания, тесты, которые вы можете скачать и дать учащимся. Вы можете выбрать рабочую программу и календарно-тематическое планирование, которое необходимо скорректировать на 4 четверть, вставив даты занятий с ребятами. Рабочая программа тоже должна быть скорректирована после ознакомления с предложенным материалом. На этой платформе предоставлены и презентации к урокам по темам, тесты, которые можно скачать. Имеется вкладка «Контрольная работа».
Необходимо учесть переход преподавания истории на линейную систему от концентрической. Учителям истории необходимо просмотреть материал и скорректировать его в соответствии со своими рабочими программами и календарно-тематическим планированием.
Контрольные тесты на данной платформе интересны. Вы можете формировать их по количеству вариантов, можете их перегруппировать и скачать и отправить их учащимся всеми имеющимися у вас возможностями. Все контрольные работы даны с ответами, что облегчает работу учителя при проверке. Детям на эту электронную платформу выходить не следует. Эта платформа для учителя. Вы сами решаете, определяете, как вы контролируете работы учащихся. Вы прикрепляете эти тесты, затем проверяете. Вы получаете от них пересылки ответов, прикрепленные к сетевому городу, телеграмм, вашей электронной почте, WhatsApp. Это определяет персонально каждый учитель по согласованию с администрацией школы и с родителями учащихся.
3. Электронная платформа - Google Classroom.
Это бесплатный сервис для учебных заведений пользователей личных аккаунтов Google. В нем можно создавать элективные курсы, назначать и проверять задания. Для входа необходима регистрация в аккаунте для работы в классе. Учитель регистрируется на данной площадке, создает на свой выбор элективный курс, например, по таким темам: «Трудные вопросы истории» 10-11 классы, «Подготовка к ЕГЭ по истории или обществознанию», «Подготовка к ОГЭ по истории или обществознанию», «Экономика», «Право» 10-11 класс, 9 класс « История Росси в период с начала ХХ века до 1914 года». Выбор тем элективных курсов по истории или обществознанию осуществляется в зависимости от запросов и мотивации учащихся, в первую очередь старшеклассников.
4. Электронное приложение - Мобильное электронное образование. Ссылка –https://edu.mob-edu.ru/
Это самое универсальное электронное приложение. Оно позволит не только усвоить программный материал, но и получить дополнительные знания. Для этого необходимо зарегистрироваться, обозначив название курса, который вы хотите изучать с вашими учащимися. При регистрации вам предложат во вкладке «Личный кабинет» следующие направления, которые вы выбираете:
-коммуникационные связи: - конференции, личные сообщения детям, вопросы дня;
- управление учебным процессом: - электронный журнал, органайзер, матрицы назначения заданий;
- персонализация и индивидуализация: - профиль.
Вам также будут предложены элективные курсы, вы выбираете темы для 10-11 классов, которые будете изучать в оставшийся период. После выбора темы появляется блок уроков, идут задания к занятиям. После выбора элективного курса и темы надо прикрепить данные о количестве детей, указать класс. После вашей регистрации, вы получаете логин и пароль на электронную почту учителя, туда же приходит логин и пароль на каждого ребенка (например-30 паролей и логинов). Каждый ученик может войти на этот сайт.
Для учащихся предлагаются различные задания по истории и обществознанию:
1) различные тесты (с указанием первоисточников);
2) тренировочные задания (с выбором ответов);
3) ответы на ключевые вопросы;
4) документальный материал и их анализ.
II. Направление «Начальное образование»
Корректировка учебных программ, КТП (Календарно-тематическое планирование), порядок и сроки проверки домашних заданий, возможность проведения аттестационных и творческих работ учащимися является подготовительным этапом к началу дистанционного обучения.
При этом следует учитывать, что у разных педагогов разные возможности организации обучения (проводить уроки в режиме онлайн через тот или иной мессенджер или площадку для вебинаров, записывать объяснение материала на видео и оставлять ссылку на них в описании темы урока, отправлять задания через родительский чат WhatsApp и другое). Все эти меры корректны и могут быть использованы как в чистом виде, так и в комбинации в зависимости от выбора педагога. Поскольку не все ученики смогут принять участие в онлайн-уроках и не все педагоги сумеют их организовать своими силами, каждый учитель должен ознакомить обучающихся с планом занятий, чтобы учащиеся и их родители смогли самостоятельно организовать последовательное изучение тем по предметам.
При дистанционном обучении есть несколько вариантов проведения уроков для учащихся: онлайн-уроки посредством площадок для проведения вебинаров или мессенджеров и записи занятий. Их можно делать с помощью аудио-, видео-записи либо в любых мессенджерах. В случае отсутствия условий проведения дистанционных занятий с применением Интернет-технологий учитель организует обеспечение учащихся заданиями посредством телефонной связи.
На период ДО учитель должен:
- осуществлять учет обучающихся, осваивающих образовательную программу непосредственно с применением дистанционных образовательных технологий;
- осуществлять мониторинг необходимого технического обеспечения обучающихся для организации образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий (наличие компьютера, ноутбука, планшета, телефона с выходом в интернет; электронной почты обучающегося и родителей; адрес скайпа либо другого ресурса для видео-взаимодействия);
- осуществлять контроль взаимодействия всех обучающихся с педагогами - предметниками или самому осуществлять эту связь;
- выражать свое отношение, оценку к работам обучающихся;
- объяснять родителям, что при переходе учреждения на дистанционную форму обучения возрастает роль участия родителей в процессе образования своих детей, усиливаются функции - создание технических и технологических условий для обучения младших школьников, обеспечение комфортных условий обучения, соблюдение расписания занятий, соблюдение распорядка дня, контроль выполнения заданий;
- определять набор электронных ресурсов, приложений для организации дистанционной формы обучения по направленности, планировать свою педагогическую деятельность:
- выбирать из имеющихся ресурсов или создать простейшие, нужные для обучающихся ресурсы и задания;
- определять учебный материал по учебным предметам;
- определять допустимый объём заданий в дистанционной форме обучения;
- определяет длительность занятия (если оно проходит в онлайн- режиме), соблюдая нормативные требования (СанПиН);
- определять формат и регулярность информирования родителей (законных представителей) о результатах обучения детей с применением дистанционных образовательных технологий;
- проверять выполненные задания.
При необходимости педагоги вправе воспользоваться возможностями программ, которые обеспечивают текстовую, голосовую и видеосвязь между компьютерами через интернет, например, Skype, WhatsApp, Zoom. Программы позволяют проводить онлайн-занятия в режиме конференции или дополнительно разъяснять задания через видео- и аудиозаписи.
На платформе АНОО «Дом Знаний» имеются записанные видеоуроки на всю четвертую четверть, кроме того есть возможность проведения online- вебинаров по составленному расписанию.
Для участия обучающегося в онлайн-мероприятии со зрителем или одноклассниками (вебинар, консультация, совместное выполнение заданий) следует обеспечить подключение к платформе для проведения вебинара (например, через электронную почту или аккаунт родителя). Для этого необходимо собрать информацию от родителей, их электронную почту и номер телефона и зарегистрировать класс на платформе. У классных руководителей откроется доступ к успеваемости своего класса, где педагог сможет наблюдать, насколько эффективно проходят обучение школьники в «Доме Знаний». Это позволит педагогу скорректировать для обучающегося дальнейший маршрут изучения темы, предложить либо дополнительные базовые задания на понимание содержания темы, закрепление знаний и умений, либо задания повышенного и высокого уровня сложности.
Подключение первоклассников к электронным средствам обучения в сети Интернет самостоятельно, без участия родителей не рекомендуется.
Организовать учебную работу дистанционно – значит помочь обучающемуся самостоятельно разобраться с тем, что он не знает и не умеет.
Можно разбить весь учебный период ДО на временные отрезки, например неделю, и спланировать работу учеников по каждому учебному предмету. Чтобы организовать работу целостно, оттолкнуться от учебных результатов, которых должны достичь ученики.
Учебный материал должен быть доступен обучающемуся, по возможности, в нескольких видах, например: в интернете, на электронном носителе, в печатном виде. Учебные материалы могут передаваться через электронный ресурс. К учебным материалам необходимо добавлять инструкции по работе (по аналогии с объяснениями в группе).
В целях преодоления одной из сложностей дистанционного обучения – отсутствие живого общения, учителю необходимо определить формат обратной связи с учащимися.
Обратная связь – это наиболее действенный способ вовлечения детей в учебный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий. Обратная связь позволяет определить эмоциональное состояние ученика, степень его вовлеченности к процессу обучения, степень освоения изучаемого материала (чаты, форумы, кейсы, творческие задания, проекты и другие интерактивные форматы).
При разработке видео-занятия учителю необходимо следовать следующим правилам:
- разделять и сокращать используемый материал;
- концентрироваться на самых сложных вопросах (данный момент должен носить консультативный характер);
- предоставлять ребёнку визуальный контакт (некоторую простую информацию, которую цифровые технологии могут передать легче, чем педагог).
Продолжительность занятий учащихся для самостоятельного выполнения заданий на учебных платформах - 15-25 минут на каждый предмет в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников.
III. Направление «Химия, биология, физика, география»
Воспользуйтесь площадками, сайтами, при помощи которых можно организовать дистанционное обучение учащихся по биологии, химии, физике и географии. Специальная образовательная среда Moodle позволяет прокомментировать каждую работу ученика, дать рекомендации по исправлению ошибок – работать с каждым учеником до полного решения учебной задачи. Учитель – на связи с учениками. Широкие возможности для коммуникации – одна из самых сильных сторон Moodle, где ученики учатся в любое время, в любом месте, в удобном темпе, тратят больше времени на глубокое изучение интересных тем, знания лучше усваиваются. Педагоги поддерживают учебный предмет в актуальном состоянии, меняют способ подачи материала в зависимости от работы группы, тратят больше времени на творческую работу и поддерживают обратную связь с учениками.
Скачайте в Интернете программу Zoom и установите на компьютер или телефон (для смартфона можно скачать через Play Market), далее все по инструкциям. Если вы запланировали конференцию, то скопируйте номер– идентификатор и отправьте ученикам, они участвуют в мероприятии без регистрации, набрав только номер конференции.
Для организации дистанционного обучения по химии используйте рабочую площадку виртуальных лабораторий GlobalLab. В ГлобалЛаб учащиеся имеют возможность проходить материал школьной программы и применять полученные знания в проектно-исследовательской работе, непосредственно участвуя в процессе формирования нового знания.
Используйте разнообразные формы проведения виртуальных уроков как по биологии, так и по химии. Это лекция (в режиме реального времени, с элементами контроля, с элементами видео, с элементами аудио); изучение ресурсов (интернет-ресурсов, на электронных носителях, на бумажных носителях, текстовых, текстовых с включением иллюстраций, с включением видео, с включением аудио, с включением анимации); самостоятельная работа по сценарию (поисковая, исследовательская, творческая, др.); конференция в чате; индивидуальная проектная работа; тренировочные упражнения; тренинг с использованием специальных обучающих систем; контрольная работа (тестирование, ответы на контрольные вопросы); консультация.
Положительный эффект дадут учителям вебинары по биологии и химии на сайте «Русский учебник» издательства «Просвещение».
Воспользуйтесь бесплатным доступом в онлайн-школу «Инфоурок». Это дистанционное пространство максимально понятное и похожее на традиционную школу для комфортного обучения из дома, где гарантированы: видеосвязь для всего класса; трансляция видеоуроков (из каталога более 3400 видеоуроков); чат с функцией поднятия руки, вопросами и метками; контроль знаний. Создавайте свои тесты либо используйте уже готовые (более 35.000 тестов).
IV. Направление «Русский язык, литература»
Система дистанционного обучения содержит различные виды электронных средств обучения, отвечающих специфике предметов «Русский язык» и «Литература»: текстовые материалы в цифровом и мультимедийном формате (художественные, критические, биографические и справочные); аудиотексты; художественные и учебные видеофильмы; цифровые иллюстрации и фотографии; видеоуроки; видеоинтервью и видеоэкскурсии; интерактивные задания; флеш-задания; электронные контрольные работы и тесты.
Процесс обучения может состоять из следующих этапов:
1) получение новых знаний;
2) выполнение различных тренировочных заданий, упражнений с применением новых знаний;
3) обобщение и систематизация знаний.
На этапе получения новых знаний для более качественного запоминания учебного материала возможно использование видеозаписи лекции, создание видеороликов, организация видеоконференции, в рамках которой педагог излагает новый материал. Если нет возможности у педагога создать свой видеоурок, можно использовать ссылки к сайтам, образовательным платформам (Российская электронная школа; Якласс; Учи.ру и др.).
Практика показывает, что в режиме Skype некоторые обучающиеся могут отвлекаться и даже сбивать темп учебного занятия. Для решения этих проблем целесообразно: давать учебный материал дозированно и с учетом уровня подготовленности обучающихся; использовать разнообразные виды деятельности, менять их в рамках одного учебного занятия; чередовать материалы, содержащие звуковую и визуальную информацию; проводить физкультпаузы, зрительную гимнастику.
Применение новых знаний в практической деятельности можно реализовать в программах-тренажерах, играх. Рекомендуется использование дидактического, справочного материала: Открытый банк заданий ФИПИ; Грамотей.Онлайн; softrare.ru; Статград; Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ и др.
Современные онлайн упражнения по русскому языку позволяют использовать для запоминания все виды памяти. Можно не только списывать тест в тетрадь, но и смотреть на возникающие на экране слова, читать текст вместе с диктором, играть в обучающие игры. Не переписывать слова по столбикам, а быстро растаскивать их мышью. Не подчеркивать по линейке нудные слова, а быстро показывать их легким кликом. Кроме того, автоматическая проверка позволяет немедленно получить результат, а не ждать проверки учителем. Разобрать ошибки можно на уроке.
При необходимости вовлекать родителей обучающихся в образовательный процесс, организуя дистанционное общение с ними, осуществляя постоянную связь. Это способствует тому, что родители становятся единомышленниками и помощниками педагога.
В дистанционном режиме по электронной почте или через Skype, WhatsApp осуществлять пересылку учебных материалов (текстовую информацию и видеоматериалы).
Контроль знаний проводится посредством выполнения тестовых заданий и итоговых проверочных работ, в том числе допускается выполнение заданий на образовательных платформах с последующей проверкой. Каждый ученик, изучающий русский язык и литературу дистанционно, может проверить, освоил ли он тему, пройдя онлайн-тест с мгновенной проверкой. Также ученик может сфотографировать выполненное задание и отправить фото учителю. Учителя выставляют отметки в электронный журнал/журнал дистанционного обучения, отправляют учащимся свои комментарии.
V. Направление «Иностранные языки»
Главная проблема дистанционного обучения иностранным языкам заключается в том, что родители не могут помочь ребёнку. Поэтому мы можем порекомендовать несколько путей решения проблемы. Учитель регистрируется на любом образовательном портале, затем регистрирует класс и следит за успехами и оценками учеников, давая задания и проверяя. Онлайн-уроки можно организовать на платформе Zoom. С помощью id учителя ученики могут попасть в вебинар-кабинет и участвовать в онлайн- уроке со своим учителем и одноклассниками. Программа очень проста в использовании, не требует большой скорости интернета и доступна для скачивания как на компьютер, так и на смартфон. В помощь родителям и ученикам можно посоветовать interneturok.ru. На данном сайте можно посмотреть видеоуроки по разным темам.
Обучающиеся могут принимать участие в тестированиях, викторинах, олимпиадах которые проходят в интернете. Полезные сайты для изучения иностранных языков: http://learnenglishkids.britishconcil.org/ru. http://www.english.ru/letter/letter.htm/ http://www.study.ru. http://webgerman.com/languages- включает изучение даже редких языков. http://www.sharetalk.com. Подготовку к ГИА и ЕГЭ лучше осуществлять на сайте ФИПИ.
VI. Направление «Математика, информатика»
Уроки повторения в конце учебного года по математике и информатике с обучающимися 9 и 11 классов рекомендуем проводить в форме «Интернет – урока». После повторения теоретического материала одного из разделов математики, информатики, например «Алгоритмизация», обучающиеся самостоятельно выполняют online-тестирование по этому разделу. При выполнении online-тестирования или работе на сайте http://reshuege.ru/ прослеживается индивидуальный подход к ребенку. Учитель выступает в роли контролера, который следит за работой детей и направляет, если у ребенка затруднения при выполнении задания. Работать с сайтом http://reshuege.ru/ можно не только с выпускниками, но и с остальными обучающимися, начиная с 5-6 класса.
Данные сервисы позволяют учителю в максимально доступной, занимательной, красочной форме представить необходимый материал для изучения или повторения темы обучающимся, которые достаточно продолжительный период не имеют возможности посещать образовательное учреждение в силу объективных причин. В этом случае дистанционное обучение становится «волшебной палочкой» для всех участников образовательного процесса. А для детей с ОВЗ такие образовательные технологии позволяют индивидуализировать обучение. Каждый обучаемый может заниматься по персональному расписанию, варьируя темп и время обучения для освоения изучаемого предмета.
В педагогической практике рекомендуем применять следующие сервисы:
· https://readymag.com (создание интерактивной инструкции);
· https://roundme.com (создание виртуальных панорам);
· https://h5p.org (создание интерактивного диалогового тренажера);
· https://learningapps.org/ (создание интерактивного контента (игры, ребусы, ленты времени и т.д.));
· http://ru.wix.com/ и http://www.tilda.cc/ru/ (создание Web-сайта (страницы) учителя (обучающегося));
· Yandex Диск, YouTube – для хранения различных типов файлов и др.
Использование элементов технологии дистанционного обучения при подготовке к экзаменам имеет следующие особенности. При тематическом предэкзаменационном повторении учитель сталкивается с рядом проблем: требуется систематически повторять с обучающимися решение заданий базовой сложности, постоянно разбирать задания повышенного уровня сложности. Поэтому домашние задания с готовыми решениями для самоконтроля представляются несомненным удобством. Не следует опасаться, что обучающиеся бездумно перепишут решения, опыт показывает, что большинство из них ответственно подходят к своей подготовке к экзамену. В любом случае, проверить уровень знаний всегда можно при выполнении проверочной или тестовой работы или предложить индивидуальную работу конкретному ребенку дистанционно.
На данном сайте помимо возможностей для организации самостоятельной индивидуальной работы обучающихся учителю предоставлены широкие инструменты для создания и проверки работ учащихся. Он может формировать наборы заданий по любой теме или комбинации тем, включая в работу необходимое количество задач либо из предлагаемых на сайте, либо придуманных самим учителем. После того, как работа сформирована, система регистрирует ее под определенным номером, который она выдает учителю. Этот номер сообщается обучающимся, которые дома вводят его на странице тестирования. При этом система генерирует два варианта работ: домашнее задание — в этом случае по окончании работы обучающийся сможет проконтролировать себя, увидев решения задач, и контрольное тестирование, после прохождения которого система не сообщит учащимся правильные ответы и решения задач. В обоих случаях, кроме статистики успехов на индивидуальных страницах обучающихся, система заполняет страницу статистики для учителя. Для каждой из составленных работ создается таблица с данными по всем обучающимся в целом и по каждому в отдельности, включая его ответы на задания, правильные ответы, набранный первичный и тестовый баллы.
Но как же ученикам отчитываться о проделанной работе во время дистанционного обучения в школе? Основных вариантов два: либо учащиеся выполняют домашнее задание в письменной форме и отправляют фотографии в прикреплённый к электронному журналу чат, либо учителя составляют задания на специальных сайтах — moodle, Решу ОГЭ, Решу ЕГЭ. Последние два сайта не только облегчат задачу ученикам, находящимся на дистанционном обучении в школе, но и помогут им подготовиться к экзаменам. Есть и еще вариант: школьникам вышлют задания, выполнение которых будет проверено контрольной работой по завершении карантина.
VII. Направление «Музыка»
Для организации дистанционного онлайн-обучения учителям музыки стоит воспользоваться образовательными онлайн-ресурсами. Разработчики сделали доступы ко многим ресурсам бесплатным. Например, информационно-образовательная платформа РЭШ может помочь учителю прикрепить материалы уроков из библиотеки проекта. Такой учебный материал обучающиеся могут изучать самостоятельно. Здесь в свободном доступе размещены интерактивные видеоуроки по всем предметам, конспекты, дополнительные материалы, тренировочные задания и практические работы. К каждому уроку предложено несколько вариантов контрольных заданий, которые будут доступны ученикам после регистрации на портале РЭШ. Все материалы разработаны в соответствии с ФГОС. Все издательства, которые выпускают учебники для школ, открыли бесплатный доступ к базе электронных учебников. Воспользуйтесь цифровым контентом издательства «Просвещение». Его платформа содержит актуальные электронные учебники из ФПУ, интерактивные тренажеры, вебинары, аудиоприложения и др. Для учителей также разработаны цифровые материалы к УМК. Еще для дистанционной работы можно использовать сервис «Яндекс. Учебник». Здесь учитель музыки может выдавать задания ученикам с любого устройства, использовать готовые подборки из библиотеки интерактивных заданий, анализировать подробные результаты выполнения задания каждым ребенком. Для самодиагностики и самопроверки обучающихся понадобится помощь онлайн- сервиса «Мои достижения» myskills.ru. Сервис предоставляет тренажер по темам всех предметов со 2-го по 11-й класс, где можно выбрать уровень сложности задания и индивидуальную траекторию тренировки. Это поможет включить родителей в процесс контроля учебной деятельности ребенка в период дистанционного обучения. Такая работа станет эффективным инструментом подготовки к оценочным процедурам по итогам модуля, четверти, года. Также обучающиеся могут выполнять творческие, проектные задания, требующие свободного распределения времени. Для этого учитель должен обозначить сроки предоставления работ и указать адрес электронной почты для обратной связи. Список дополнительных образовательных ресурсов:
1. http://folkinst.narod.ru/index.htmlhttp://folkinst.narod.ru/index.html – http://www.cleo.net.uk/resources/displayframe.php?src=222/consultant_resources/music/ v2/siotankal/cleosiotanka2903.html – виртуальная флейта.
2. https://webtous.ru/audio/onlajn-sintezatory-kotorye-ne-ostavyat-vas-ravnodushnymi.htmlhttps://webtous.ru/audio/onlajn-sintezatory-kotorye-ne-ostavyat-vas-ravnodushnymi.html – подборка виртуальных клавишных инструментов.
3.http://www.cleo.net.uk/resources/displayframe.php?src=811/consultants_resources/musichttp://www.cleo.net.uk/resources/displayframe.php?src=811/consultants_resources/musihttp://www.cleo.net.uk/resources/displayframe.php?src=811/consultants_resources/music /kalman/timbre.html – объяснение понятия «тембр» с показом изменения тембра цимбал в зависимости от типа палочек, или игры приемом пиццикато.
4.http://www.cleo.net.uk/resources/displayframe.php?src=328/consultants_resources/musichttp://www.cleo.net.uk/resources/displayframe.php?src=328/consultants_resources/musihttp://www.cleo.net.uk/resources/displayframe.php?src=328/consultants_resources/music /nwemf/nwemf.html+ – видеофрагменты исполнения на старинных музыкальных инструментах.
5.https://www.genkienglish.net/genkijapan/koto.htmhttps://www.genkienglish.net/genkijapan/koto.htm – http://www.rusromans.com/http://www.rusromans.com/ – театр русского романса. Сайт посвящен японскому инструменту кото. На сайте есть flash-плеер, с помощью которого можно попробовать звучание инструмента кото и исполнить японскую песню «Сакура».
6. http://www.pbs.org/jazz/kids/http://www.pbs.org/jazz/kids/ – сайт содержит информацию по истории возникновения джаза, включает биографии великих джазменов, интерактивную ленту времени истории джаза, интерактивный раздел, в котором обучающийся может составить джазовый ансамбль и услышать, как звучит пастушья песня в его исполнении.
7. http://school-collection.edu.ru – образовательный ресурс по разным предметам, в разделе «Музыка» большое количество музыкальных файлов к программам, возможна сортировка по классу. Представлены видеофрагменты (небольшое количество), и файлы флэш-анимации к программе «Музыкальное искусство» (Е.В. Усачева, Л.В. Школяр).
VIII. Направление «Изобразительное искусство, технология»
При организации дистанционного обучения уроки проводятся в соответствии с учебной программой для 4 четверти. Педагоги ИЗО могут сделать корректировку программы в сторону ее теоретической составляющей – истории искусства. Все крупные музеи предоставляют возможность совершить онлайн-экскурсии в сопровождении квалифицированных лекторов. Список дополнительных образовательных ресурсов представлен ниже.
Интернет-галереи:
1. http://www.printdigital.ru/ - шедевры мировой живописи.
2. http://www.arslonga.ru - галерея «ARS LONGA». Галерея своей главной задачей видит поиск и показ работ современных художников, творчество которых выражает настроения и духовные поиски нашего времени.
3. http://www.artobject-gallery.ru/ - галерея «АРТ.объект». Галерея не ограничивает себя узкими стилистическими или жанровыми рамками, а старается знакомить зрителя с разнообразными проявлениями современной арт-сцены.
4. http://www.tanais.info/ - шедевры Русской Живописи.
5. http://gallerix.ru/album/Hermitage-museum-hi-resolution - галерея, картины известных художников.
6. http://gallerix.ru/ ещё одна жемчужина интернета и прекрасная находка для тех, кто любит живопись!
7. http://www.artlib.ru/ - библиотека изобразительных искусств.
Образовательные ресурсы в помощь учителю изобразительного искусства:
1. http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования. Методические материалы, тематические коллекции, программные средства для поддержки учебной деятельности и организации учебного процесса.
2. http://fcior.edu.ru/ - проект федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) направлен на распространение электронных образовательных ресурсов и сервисов.
3. http://www.rusedu.ru/izo-mhk/list_41.html - документы и презентации для учителя.
4. http://www.rusedu.ru/member17917.html.
5. http://www.mtdesign.ru/archives/category/u...ovaniya-guashyu - уроки рисования Марины Терешковой.
6. http://classicmusicon.narod.ru/ago.htm - архив классической музыки.
Материалы по истории искусств:
1. http://www.metodkabinet.eu/TemKollekzii/Na...yePromysly.html - народные промыслы.
2. http://www.openclass.ru/node/148163 - коллекция ссылок по изучению истории искусств.
3. http://www.arthistory.ru/ - история искусств разных эпох.
4. http://art-history.ru/ - история искусств, начиная с первобытного человека.
Образовательные ресурсы в помощь учителю технологии:
1. https://www.youtube.com/watch?v=qnpsE_ova7g - организация дистанционного обучения по предмету технология в школе.
2. Учи.ру — интерактивная образовательная онлайн-платформа https://uchi.ru/.
3. Официальный сайт ООО «Инфоурок» - курсы, тесты, видео лекции, infourok.ru
4. https://videouroki.net/blog/tehnologiya/2-free_video - бесплатные видеоуроки по технологии для девочек.
IX. Направление «Основы безопасности жизнедеятельности»
Одно из условий эффективной удаленной работы — это частая смена заданий и много практики. Ведь детям сложно воспринимать и усваивать большой объем информации или длительное время выполнять одно задание. Создайте урок из нескольких видов заданий, например: 5–10 минут на просмотр видео, 10 минут на выполнение заданий и 10 минут на письмо от руки.
Чтобы учащиеся научились пользоваться современными платформами и инструментами онлайн-обучения, заранее сообщите время, формат и тематику общения. Спросите у детей, с какими трудностями они сталкиваются, что нравится больше всего. С родителями обсудите организационные вопросы.
Перегруппируйте темы, поставив в начало более простые. Первые несколько дней главная задача для вас и ваших учащихся — не содержание, а освоение нового формата. Каждые 20 минут делайте перерыв на 2-3 минуты, чтобы дети не уставали от постоянной работы за монитором.
Не пытайтесь использовать сразу все известные платформы и сервисы. Для начала подберите два инструмента: сервис для проведения видеоконференций и платформу для выдачи заданий. Обязательно протестируйте их, убедитесь, что вам понятен их функционал и возможности для обучения. Спустя несколько занятий оцените, насколько вам и учащимся удобно работать. Спросите детей, нравится ли им платформа и какие трудности возникают. Смело меняйте инструменты, если они не помогают вам добиться целей. Перечень Интернет-ресурсов для уроков ОБЖ:
1. Учебные пособия по ОБЖ для общеобразовательных школ http://www.bez.econavt.ru.
2. Безопасность жизнедеятельности школы http://kuhta.clan.su.
3. Основы безопасности жизнедеятельности http://0bj.ru/.
4. Все о пожарной безопасности http://www.0-1.ru.
5. Предупреждение чрезвычайных ситуаций http://www.hsea.ru
6. Первая медицинская помощь http://www.meduhod.ru.
7. Портал детской безопасности http://www.spas-extreme.ru.
8. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека http://www.rospotrebnadzor.ru.
9. Федеральный центр гигиены и эпидемиологии http://www.fcgsen.ru.
10. Лига здоровья нации http://www.ligazn.ru.
11. Безопасность и здоровье: ресурсы, технологии и обучение http://www.risk-net.ru.
X. Направление «ОРКСЭ и ОДНКР»
Перечень Интернет-ресурсов для уроков ОРКСЭ и ОДНКНР:
1. Библия (http://ccel.wheaton.edu/wwsb/).
2. Исламская цивилизация (http://www/islamcivil.ru).
3. Методическое обеспечение экспериментальных уроков по предмету «Основы православной культуры» для 4-5 кл. (рисунки, аудио-видео-иллюстрации) (http://experiment-opk.pravolimp.ru/lesson).
4. Мир религий (http://www.religio.ru/).
Дополнительные материалы по вопросам преподавания ОРКСЭ также можно найти на тематических интернет-сайтах:
1. Основы религиозных культур и светской этики - http://orkce.apkpro.ru;
2. http://parables.ru/main-17.html - детские притчи;
3. http://pritchi.ru – притчи;
4. http://planeta911.ru/ppt.php - детский сайт по православию (библейские уроки, презентации, раскраски, музыка, загадки);
5. http://svetoch.ucoz.ru – основы православной веры в презентациях;
6. http://nezhna.com/showjournal.php?journalid=2523043&keywordid=1106329 –теги о православных праздниках;
7. http://www.islamdag.ru/islam-detyam - исламские сказки, рассказы-иллюстрации;
8. http://www.xadis.ru/books/semya/skazki.html - арабские сказки;
9. http://bogi.wmsite.ru – история религий;
10. http://ariom.ru/zen-film/1083652859.html - художественный фильм «Маленький Будда».
XI. Направление «Родные языки»
Для развития системы непрерывного образования в условиях внедрения дистанционного обучения необходим выбор платформы. Одним из примеров такой технологии является открытая платформа для дистанционного обучения http://avaruchitel.ru/distancionniyab-ciali.html
На базе этой платформы учителями был разработан дистанционный курс по аварскому языку, который и будет взят за основу при составлении дистанционного учебного курса по всем родным языкам республики Дагестан. Дистанционный учебный курс по родному языку представляет собой сетевой учебный курс, состоящий из сетевых уроков, которые проводятся с участием учителя. Содержание курса охватывает темы, включенные в обязательный минимум содержания основных образовательных программ и в программу по родному языку для средних общеобразовательных учреждений. Каждый урок является логически завершенной частью учебного материала. Структура урока состоит из взаимосвязанных и последовательных модулей:
1) Модуль целей, в котором содержится ключевая проблема урока, план урока.
2) Информационно-теоретический модуль, в котором излагается обязательный для изучения материал.
3) Тренажерный модуль.
4) Модуль домашнего задания.
Все результаты прохождения уроков выставляются в Электронном журнале каждого пользователя. В нем содержится информация о результатах учебной деятельности по каждому уроку. Учитель оценивает результат выполнения упражнений по заданным баллам. Каждое учебное заведение работает на определённых платформах, выбранных общеобразовательными учреждениями из числа рекомендованных Министерством просвещения. В связи с тем что на порталах могут быть и сбои, предлагаем вам дополнительный вариант по налаживанию дистанционного обучения и поддержки связи учителей-предметников с учащимися. По предлагаемому варианту учителя-предметники поддерживают связь с учащимися через родительские группы в мессенджере WhatsApp.
XII. Направление «Физическая культура»
Основными видами занятий по физической культуре в период дистанционного обучения должны стать те, которые не требуют площадок и спортзалов и выхода на улицу: гимнастика с элементами акробатики, легкоатлетические упражнения, тесты Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре, упражнения (тесты) по Всероссийским спортивным соревнованиям школьников «Президентские состязания» и упражнения Всероссийского Комплекса ГТО, подвижные игры, спортивные игры, упражнения на развитие двигательных качеств, силы, ловкости, гибкости, быстроты, на развитие координации.
Важно практиковать обращение к родителям, чтобы они стали посредниками и участниками занятия - процесса выполнения домашнего задания.
Для начальной школы необходимо проводить 15-20-минутные занятия – зарядки вместе с родителями.
XIII. Предложения по социально-психологическому сопровождению образовательного процесса в условиях дистанционного режима обучения.
Изменение режима образования предполагает выстраивание алгоритма организации взаимодействия педагогических работников и педагогов-психологов с обучающимися и их родителями (законными представителями), предусматривающего:
· установление и поддержание контактов педагога-психолога с членами семей, педагогическими работниками и администрацией образовательных организаций (в том числе проведение опроса и установочного совещания по организации психолого-педагогической поддержки образования в условиях дистанционного режима обучения и распространения коронавируса);
· проведение консультаций и мероприятий просветительского, методического, организационного характера, в том числе по проблемам организации учебной деятельности и досуга в домашних условиях, повышения мотивации обучающихся на участие в дистанционных занятиях, повышения адаптации субъектов образовательного процесса к новым условиям обучения, применения педагогических технологий, способствующих повышению эффективности удаленных форм учебных занятий;
· создание единой цифровой образовательной платформы, наличие устойчивой интернет-связи, способность использовать современные информационные образовательные ресурсы является необходимым условием обучения в дистанционном режиме, в том числе предполагающим организацию рабочего места педагога-психолога, подбор инструментария для психолого-педагогической работы в дистанционной форме, освоение дистанционных технологий работы (в т.ч. групповых и индивидуальных), соблюдение этических норм психолога в связи с применением дистанционных форм работы (чаты, мессенджеры, электронная переписка).
Переход с очной формы обучения на обучение в дистанционном режиме сопровождается серьезными изменениями в жизни ребенка с расстройствами аутистического спектра (далее РАС). В связи характерными особенностями развития детей с РАС, проявляющимися в стереотипности поведения и склонности к сохранению установленного жизненного порядка, ситуация изменения формы обучения может вызывать у них сильный дискомфорт и дезадаптацию. Это, в свою очередь, будет препятствовать освоению адаптированной основной общеобразовательной программы. Преодоление этих сложностей возможно путем создания специальных условий обучения в домашней среде и организации психолого-педагогического сопровождения в изменившейся ситуации.
Важнейшим направлением работы психолога в случае перехода учащегося на дистанционное обучение является оказание помощи в адаптации к новым условиям. В зависимости от возраста и уровня развития ребенка данная работа может быть проведена различными способами и в разных формах.
У обучающихся начального школьного возраста, а также у учащихся более старшего возраста со сниженным интеллектом работа по адаптации проводится в значительной степени посредством родителей. Педагог-психолог в данном случае является наставником или супервизором. Его первоначальной задачей становится информирование родителя по вопросам организации обучения в домашних условиях. Основными тематиками консультирования являются:
— способы адаптации среды (зонирование пространства, его обедненность, использование визуальных подсказок, ограничение пространства с постепенным его расширением, использование специального сенсорного оборудования);
— подбор способов мотивации ребенка к учебной деятельности; формирование учебного поведения в домашних условиях;
— способы преодоления нежелательного поведения;
— выстраивание взаимоотношений с ребенком в новой роли («родитель-учитель», «родитель-тьютор»).
На уровне основного и среднего общего образования при сохранном интеллектуальном развитии обучающегося работа по его подготовке к обучению в дистанционном режиме может осуществляться непосредственно педагогом-психологом в режиме онлайн. При работе в данном направлении могут применяться следующие методы: социальные истории, видеомоделирование, визуальные сценарии, беседа.
При работе над жизненными компетенциями в условиях обучения в дистанционном режиме приоритетными становятся задачи по формированию социально-бытовых навыков (самообслуживание и бытовая ориентировка), навыков времяпрепровождения и досуговых навыков (расширение интересов ребенка и видов деятельности), а также совместных игровых навыков с другими членами семьи.
Предложение по управлению психологической службой образования в субъекте Российской Федерации в условиях дистанционного режима обучения:
Цифровизация, затрагивая основные виды деятельности педагога-психолога: психологическое просвещение; психологическая профилактика; психологическое консультирование; психологическая диагностика; психологическая коррекция; психологическая реабилитация и социально-психологическая адаптация; экспертно-аналитическая и мониторинговая деятельность, - может увеличить количество благополучателей, качественно изменить специфику работы специалистов внутри организаций, особенности взаимодействия службы на внутриведомственном и межведомственном уровне, а также сделать акцент на подготовке специалистов психологической службы в образовании. Предполагаем цифровизацию в указанных направлениях посредством расширения форматов деятельности с акцентом на Интернет-технологии.
Форматы и технологии психолого-педагогической поддержки субъектов образовательного процесса:
· консультирование онлайн (с использованием программ zoom, skype, WhatsApp); консультирование по принципу «телефон доверия» через электронную почту и оперативная помощь через социальные сети;
· диагностика через сеть Интернет, с возможностью сбора данных на едином ресурсе (например, социально-психологическое тестирование); создание онлайн опросов и тестов с помощью Интернет-конструкторов (например, тестирование через; психологическое просвещение и психопрофилактика посредством создания интересного видео-контента, прямых эфиров, вебинаров, видеоинструктирования, электронных библиотек, коллекций видеофильмов; психологическая коррекция с использованием онлайн- и мобильных тренажеров, онлайн игр (например, для коррекции и развития познавательных процессов); использование мобильных и Интернет-трекеров для фиксации и мониторинга социально-психологической адаптации.
Дополнительные рекомендации:
1. Основной (официальный) инструмент обмена информацией - электронный журнал/дневник. Чаты и группы в соцсетях могут служить поддержкой, сопровождающей учебный процесс, но не следует создавать множество групп/чатов.
2. Задание для учащихся оформляется в электронном журнале с учётом объёма, определённого программой и расписанием уроков.
3. Формулируя задание для учащихся, обозначьте крайний срок сдачи работы и способ предъявления выполненной работы.
4. Если вы не получили выполненное задание от ученика в срок, то необходимо выяснить причины через классного руководителя либо непосредственно у родителей.
5. Необходимо сохранить накопляемость оценок такой же, как и при очном обучении.
6. Следует предупредить учащихся о том, что по окончании карантина будут проведены контрольные работы по всем предметам. Полученные оценки будут иметь преимущественное значение при выведении итоговых отметок